- ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ
- (от нем; Temporalitat): временность, знания (Кант). Теория морального действия называется этикой. Теория ценностей (добра, красоты, истины и т.д.) — аксиологией. Теория искусства — эстетикой и т.д. В более узком смысле эпистемология, или размышление о методах познания, определяет теорию как гипотезу, позволяющую нам унифицировать научные законы, на основе простых принципов объяснять природные феномены, человеческое поведение или исторические перемены. Например, гений Ньютона (1642-1727) позволил в общей теории Гравитации унифицировать все расчеты, касающиеся земньгх и небесных тел, сводя силу тяжести к гравитации. В области биологии Дарвин (1809-1882) задался целью унифицировать эволюцию видов, от простейших организмов до человека, основываясь на законе естественного отбора (см. дарвинизм). Что касается условий человеческого существования, то здесь Фрейд (1856-1939) задался целью объяснить их функционирование бессознательными мотивациями, основные элементы которых — инстинкт к жизни (либидо) и инстинкт к смерти. Жирар (род. в 1923) унифицировал элементы человеческого поведения, основываясь на одном-едцнственном принципе: миметическом желании обладания. Маркс (1818— 1883) объяснял политические модификации тех или иных стран (так называемую «надстройку», «суперструктуру») экономическими условиями обитания, так называемой «инфраструктурой», «базисом». Четыре основные функции теории: 1) Унифицирующая или координирующая роль. Например, атомизм в химии, связанный с именем Лавуазье (открыт ок. 1779-1780), позволил скоординировать законы сочетания элементов, объединить химию и изучение газа. 2) Методологическая роль, позволяющая выбрать метод научного исследования при классификации фактов. Возьмем один пример: так называемая гипотеза Авогадро (итальянский химик, 1776-1856) в химии атома гласит; «При одинаковых температурных условиях и одинаковом давлении мы имеем одинаковые объемы, содержащие одинаковое количество атомов» (1811). В Германии в 1840 г. этот закон был принят, во Франции же, под влиянием Бертолле (1748-1822), — нет. В результате именно в Германии Мы наблюдаем самое бурное развитие химии, которому мы обязаны многими новейшими техническими достижениями. 3) Теория играет эвристическую роль: она обеспечивает научные открытия. Известный пример — случай французского астронома Ле Веррье, который с помощью многочисленных теоретических расчетов, касающихся отклонений от орбиты планеты Уран, обнаружил существование планеты Нептун; это побудило немецкого астронома Галля всмотреться в ту точку пространства, где он и обнаружил в 1846 г. реальное существование этой планеты. Или, если вернуться к примерам из химии, можно вспомнить, что русский ученый Менделеев изобрел в 1869 г. систему классификации химических элементов, известную как таблица Менделеева; некоторые клетки он оставил пустыми, дав названия, однако, тем элементам, которые теоретически должны в них находиться. И лишь гораздо позже, по мере открытия новых реальных элементов, эти пустующие клетки были заполнены. «Рационализм предвосхищает опыт», — писал Башляр в «Новом научном духе» (1934). 4) Наконец, у теории еще и объясняющая роль, она информирует нас о природе мира. Несомненно, с прогрессом знания меняются и объясняющие системы. Но нельзя сказать, что теория Эйнштейна отменяет принципы Ньютона и закон всемирного тяготения. Просто из нее мы можем вывести более связное объяснение для большего количества феноменов. Вот уже более века научные теории (физические, химические, биологические и т.д.) прогрессируют лишь за счет все более и более развитой математической деятельности. Но обращение к опыту остается камнем преткновения, определяющим их технические результаты: даже самая сложная и строгая наука — атомная физика — не может обойтись без опытов (опытные взрывы в военной сфере, атомные электростанции для использования атомной энергии в мирных целях), вносящих поправки, способные модифицировать всю систему расчетов и поставить под вопрос всю теорию. Научная истина никогда не является окончательной; у теорий, как и у языка, своя история. Споры между рационалистами и эмпириками сегодня уже не имеют смысла: каждая эпоха приносит новые научные открытия, новые факты, которые могут изменить центральные положения теории или открыть новые области для воображения и человеческой рефлексии. См. Наука.
Философский словарь. — М.: Международные отношения. Дидье Жюлиа. 2000.